Охрана здоровья
Документы:
Радикальные перемены в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве страны должны способствовать созданию здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения относится к числу наиболее актуальных проблем нашего времени. Ухудшение качества здоровья детей и подростков, особенно в образовательных учреждениях нового типа, где велики объём и сложность учебной информации, проживание в районе экологического неблагополучия обостряют данную проблему.
На данном этапе социально-экономического развития нашего общества определяется новая стратегия сохранения здоровья, основанная на социальной ценности здоровья личности и идее ответственного отношения каждого человека за своё здоровье перед обществом и общества перед человеком. Охрана здоровья – серьёзная социальная проблема, решение которой требует усилий не только медиков, а всего общества в целом, в том числе родителей и педагогов. Состояние здоровья детей и успех тесно связаны. Учёба может считаться успешной только тогда, когда ей сопутствует хорошее здоровье. Без создания здоровьесберегающих педагогических технологий и организации образования детей в соответствии с закономерностями их развития и адаптации к учебному процессу не может быть выстроена здоровьесберегающая среда и образовательный процесс.
С 2013 года в лицее реализуется программа «Здоровье и здоровый образ жизни», целью которой является сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование осознанного подхода к управлению собственным организмом и обеспечению его духовного и физического здоровья.
Основные задачи:
- Формирование у школьников необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
- Создание здоровьесберегающей среды в школе (построение на основе здоровьесберегающих принципов учебных занятий, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения, целесообразность режима учебных занятий и самостоятельной работы детей с сохранением высокого уровня работоспособности).
- Освоение педагогами приёмов и методов деятельности, сберегающих здоровье учащихся. Ориентирование педагогов на обеспечение соответствия учебных нагрузок функциональным возможностям учащихся (на основе информированности о состоянии их здоровья).
- Диагностика уровня здоровья и условий для сохранения и развития здоровья школьника.
- Контроль за внедрением медико-психологических и педагогических требований к построению учебно-воспитательного процесса по сохранению и развитию психического, социального и физического здоровья школьников.
- Осуществление профориентации (профессионального самоопределения) с учётом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.
- Создание в лицее условий, благоприятных для сохранения и укрепления здоровья педагогов.
- Осуществление просветительской деятельности, направленной на формирование мотивации здоровья среди учащихся, их родителей, педагогов.
Приоритетные направления деятельности по сохранению здоровья участников образовательного процесса
Работа с детьми:
- привитие школьникам чувства ответственности за своё здоровье;
- обучение школьников здоровому образу жизни;
- обучение школьников приемам личной самодиагностики и саморегуляции;
- беседы, здоровьесберегающие уроки;
- тренинговые занятия с обучающимися;
- вовлечение детей в спортивные секции, творческие коллективы.
Работа с родителями:
- родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную со школой работу с целью решения всех психолого- педагогических проблем развития ребенка;
- вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (конференции, семинары, консультации для родителей);
- просвещение родителей, помощь в создании благоприятной среды в семье, их помощь детям в организации ими учебной и досуговой деятельности, в борьбе с вредными привычками;
- включение родителей в воспитательный процесс школы.
Работа с педагогами:
- консультации учителей по результатам диагностической деятельности службы здоровьесбережения лицея и последующие рекомендации по итогам диагностики, постановка новых целей и задач перед педагогами в развитии школьников в социальном, психическом, физическом аспектах;
- обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения школьников приемам личной самодиагностики;
- информирование педколлектива о состоянии и профилактике заболеваемости и травматизма, об адаптационных изменениях психики при повышенной умственной нагрузке;
- образование школьного персонала по программе здоровьесберегающей педагогики.
Медицинское обеспечение
В условиях интеллектуальных, психофизиологических и психоэмоциональных перегрузок академические достижения напрямую зависят от показателей состояния здоровья учащихся.
Перед медицинским работником лицея стоят следующие задачи:
- проведение периодических профилактических осмотров детей (скрининг-обследований, углубленных медосмотров с привлечением врачей специалистов);
- разработку (на основании плановых осмотров) медицинских рекомендаций по коррекции состояния здоровья учащихся;
- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма обучающихся;
- профилактические мероприятия и вакцинация обучающихся и воспитанников;
- взаимодействие с родителями учеников (законными представителями), педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом по вопросам профилактики заболеваний и соблюдения санитарно-гигиенического режима;
- контроль качества горячего питания;
- оказание неотложной медицинской помощи учащимся;
- гигиеническое воспитание и санитарно-просветительская работа.
Ежегодный углублённый медицинский осмотр позволяет на ранней стадии диагностировать патологии в состоянии физического здоровья детей. Детей осматривают врачи - узкие специалисты: хирург, невролог, эндокринолог, отоларинголог и окулист. Медосмотр проводится с письменного согласия родителей с целью профилактики серьёзных заболеваний.
По данным ежегодного медицинского осмотра каждый третий ученик имеет отклонения в состоянии здоровья, у 10 % учащихся имеются нарушения в развитии костно-мышечной системы и болезни органов пищеварения. Достаточно большой процент обучающихся с III группой здоровья, имеющих хроническое заболевание и состоящих на диспансерном учёте.
Состояние здоровья учащихся по основным видам хронических заболеваний
Рейтинг хронических заболеваний |
1 ступень обучения 1-4 классы |
2 ступень обучения 5-9 классы |
3 ступень обучения 10-11 классы |
1 место |
Болезни органов дыхания (7,1%) |
Болезни пищеварительной системы (9,2%) |
Болезни пищеварительной системы (16,7%) |
2 место |
Болезни пищеварительной системы (6,3%) |
Болезни органов дыхания (8,3%) |
Болезни органов дыхания (16,3%) |
3 место |
Болезни костно-мышечной системы (5,4%) |
Болезни костно-мышечной системы (7,7%) |
Болезни костно-мышечной системы (11,3%) |
В структуре диспансерной группы на первом месте стоят заболевания желудочно-кишечного тракта и органов дыхания, на втором – болезни органов дыхания и пищеварительной системы, на третьем - патология костно-мышечной системы.
За период школьного обучения частота хронических заболеваний возрастает в 1,5 раза. Родители не всегда вовремя реагируют на рекомендации врачей - узких специалистов и обращаются в лечебные учреждения, когда болезнь ребёнка перешла в хроническую стадию. К окончанию школы в 2 раза увеличивается количество детей с патологией пищеварительной системы и органов дыхания. Горячее питание в школе – лучшая профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта. Сохранение здоровья школьника и приобщение его к здоровому образу жизни и рациональному питанию невозможно без активного участия в этой работе родителей.
Медицинские учреждения и организации |
Формы взаимодействия |
Результативность |
МБУЗ ДГКБ № 9 |
Ежегодные углублённые медицинские осмотры учащихся. Вакцинация воспитанников и учащихся |
Ранняя диагностика отклонений в состоянии здоровья обучающихся и своевременная постановка на диспансерный учёт. Формирование противоинфек-ционного иммунитета |
Травмпункт МБУЗ ГКБ № 6 |
Оказание первой медицин-ской помощи учащимся в случае травмирования |
Мониторинг травматизма обучающихся за учебный год |
Клиника ЮУГМУ |
Ежегодные углублённые медицинские осмотры сотрудников лицея |
Ранняя диагностика отклонений в состоянии здоровья, допуск к работе |
МБУЗ ГКБ № 7 |
Вакцинация сотрудников |
Формирование противоинфек-ционного иммунитета |
ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области |
Обучающие курсы с последующей аттестацией |
Обучение отдельных категорий работников лицея санитарно-гигиеническому минимуму |
Учебно-методический центр «Медицина катастроф» |
Обучающие курсы для учащихся и педагогов |
Обучение учащихся и педагогов приёмам оказания первой доврачебной помощи |
Областной противотуберкулёзный диспансер № 4 |
Ежегодное флюорографи-ческое обследование учащихся 8-11 классов и сотрудников лицея |
Профилактика туберкулёза и раннее выявление патологий дыхательной системы |
Районный кабинет медицинской профилак-тики МБУЗ ГКБ № 6 |
Уроки здоровья врача районного кабинета медицинской профилактики в 5-7 классах |
Уроки «Здоровым быть здорово!», санитарно-просветительская работа |