Охрана здоровья


Документы:

  1. Информация по вопросам отказа родителей от вакцинации детей против туберкулеза

       Радикальные перемены в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве страны должны способствовать созданию здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

         Проблема   сохранения   здоровья    подрастающего   поколения   относится  к  числу наиболее  актуальных  проблем нашего времени.  Ухудшение  качества  здоровья  детей  и подростков,  особенно  в  образовательных  учреждениях  нового типа, где велики объём и сложность учебной информации,  проживание  в  районе  экологического неблагополучия обостряют  данную   проблему.                                                                                                                                                                           

          На   данном  этапе  социально-экономического  развития  нашего  общества  определяется      новая стратегия сохранения здоровья, основанная на социальной ценности здоровья личности и идее ответственного отношения каждого человека за своё здоровье перед обществом  и  общества  перед  человеком.   Охрана  здоровья  –  серьёзная  социальная проблема, решение которой требует усилий не только медиков, а всего общества в целом, в том числе родителей и педагогов. Состояние здоровья детей и успех тесно связаны. Учёба может считаться успешной только тогда, когда ей сопутствует хорошее здоровье. Без создания здоровьесберегающих педагогических технологий и организации образования детей в соответствии с закономерностями их развития и адаптации к учебному процессу не может быть выстроена здоровьесберегающая среда и образовательный процесс.

         С 2013 года в лицее реализуется  программа «Здоровье и здоровый образ жизни», целью которой является сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование осознанного подхода к управлению собственным организмом и обеспечению его духовного и физического здоровья.

Основные задачи:

  • Формирование у школьников необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
  • Создание здоровьесберегающей среды в школе (построение на основе здоровьесберегающих принципов учебных занятий, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения, целесообразность режима учебных занятий и самостоятельной работы детей с сохранением высокого уровня работоспособности).
  • Освоение педагогами приёмов и методов деятельности, сберегающих здоровье учащихся. Ориентирование педагогов на обеспечение соответствия учебных нагрузок функциональным возможностям учащихся (на основе информированности о состоянии их здоровья).
  • Диагностика уровня здоровья и условий для сохранения и развития здоровья школьника.
  • Контроль за внедрением медико-психологических и педагогических требований к построению учебно-воспитательного процесса по сохранению и развитию психического, социального и физического здоровья школьников.
  • Осуществление профориентации (профессионального самоопределения) с учётом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.
  • Создание в лицее условий, благоприятных для сохранения и укрепления здоровья педагогов.
  • Осуществление просветительской деятельности, направленной на формирование мотивации здоровья среди учащихся, их родителей, педагогов.

Приоритетные направления деятельности по сохранению здоровья участников образовательного процесса

      Работа с детьми:

  • привитие школьникам чувства ответственности за своё здоровье;
  • обучение школьников здоровому образу жизни;
  • обучение школьников приемам личной самодиагностики и саморегуляции;
  • беседы, здоровьесберегающие уроки;
  • тренинговые занятия с обучающимися;
  • вовлечение детей в спортивные секции, творческие коллективы.

      Работа с родителями:

  • родительские   собрания,   индивидуальная   работа   с   родителями   по   созданию установки на совместную со школой работу с целью решения всех психолого- педагогических проблем развития ребенка;
  • вооружение      родителей      основами      психолого-педагогических      знаний (конференции,     семинары,    консультации    для   родителей);
  • просвещение родителей, помощь в создании благоприятной среды в семье, их помощь детям в организации ими учебной и досуговой деятельности, в борьбе  с вредными привычками;
  • включение родителей в воспитательный процесс школы.

      Работа с педагогами:

  • консультации учителей по результатам диагностической деятельности службы здоровьесбережения лицея и последующие рекомендации по итогам диагностики, постановка новых целей и задач перед педагогами в развитии школьников в социальном, психическом, физическом аспектах;
  • обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном,   психическом   аспекте,   а   также  методике  обучения  школьников приемам личной самодиагностики;
  • информирование педколлектива    о состоянии и профилактике заболеваемости и травматизма,    об    адаптационных    изменениях    психики    при    повышенной умственной нагрузке;
  • образование     школьного     персонала      по     программе      здоровьесберегающей педагогики.

Медицинское обеспечение

                  В условиях интеллектуальных, психофизиологических и психоэмоциональных перегрузок академические достижения напрямую зависят от показателей состояния здоровья учащихся.

      Перед медицинским работником лицея стоят следующие задачи:

  • проведение  периодических  профилактических  осмотров детей (скрининг-обследований, углубленных  медосмотров с привлечением  врачей  специалистов);
  • разработку  (на  основании плановых  осмотров) медицинских рекомендаций по коррекции  состояния  здоровья  учащихся;
  • формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма обучающихся;
  • профилактические мероприятия и вакцинация обучающихся и воспитанников;
  • взаимодействие с родителями учеников (законными представителями), педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом  по вопросам  профилактики  заболеваний и соблюдения санитарно-гигиенического режима;
  • контроль качества  горячего питания;
  • оказание  неотложной  медицинской  помощи учащимся;
  • гигиеническое воспитание и санитарно-просветительская работа.

      Ежегодный углублённый медицинский осмотр позволяет на ранней стадии диагностировать патологии в состоянии физического здоровья детей. Детей осматривают врачи - узкие специалисты: хирург, невролог, эндокринолог, отоларинголог и окулист. Медосмотр  проводится с письменного согласия родителей с целью профилактики серьёзных заболеваний.

      По данным ежегодного медицинского осмотра каждый третий ученик имеет отклонения в состоянии здоровья,  у 10 % учащихся имеются нарушения  в развитии костно-мышечной системы и болезни органов пищеварения. Достаточно большой процент обучающихся с III группой здоровья, имеющих хроническое заболевание и состоящих на диспансерном учёте.

Состояние здоровья учащихся по основным видам хронических заболеваний

Рейтинг хронических заболеваний

1 ступень обучения

1-4 классы

2 ступень обучения

5-9 классы

3 ступень обучения

10-11 классы

1 место

Болезни органов

 дыхания (7,1%)

Болезни пищеварительной системы (9,2%)

Болезни пищеварительной системы (16,7%)

2 место

Болезни пищеварительной системы (6,3%)

Болезни органов дыхания (8,3%)

Болезни органов дыхания (16,3%)

3 место

Болезни костно-мышечной системы (5,4%)

Болезни костно-мышечной системы (7,7%)

Болезни костно-мышечной системы (11,3%)

    В структуре диспансерной группы на первом месте стоят заболевания желудочно-кишечного тракта и органов дыхания, на втором – болезни органов дыхания и пищеварительной системы, на третьем - патология костно-мышечной системы.

  За период школьного обучения частота хронических заболеваний возрастает в 1,5 раза. Родители не всегда вовремя реагируют на рекомендации врачей - узких специалистов и обращаются в лечебные учреждения, когда болезнь ребёнка перешла в хроническую стадию. К окончанию школы в 2 раза увеличивается количество детей с патологией пищеварительной системы и органов дыхания. Горячее питание в школе – лучшая профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта. Сохранение здоровья школьника и приобщение его к здоровому образу жизни и рациональному питанию невозможно без активного участия в этой работе родителей.

Медицинские учреждения и организации

Формы

взаимодействия

Результативность

МБУЗ ДГКБ № 9

Ежегодные углублённые медицинские осмотры учащихся.

Вакцинация воспитанников и учащихся

Ранняя диагностика отклонений в состоянии здоровья обучающихся и своевременная постановка на диспансерный учёт.

Формирование противоинфек-ционного иммунитета

Травмпункт

МБУЗ ГКБ № 6

Оказание первой медицин-ской помощи учащимся в случае травмирования

Мониторинг травматизма обучающихся за учебный год

Клиника ЮУГМУ

Ежегодные углублённые медицинские осмотры сотрудников лицея

Ранняя диагностика отклонений в состоянии здоровья, допуск к работе

МБУЗ ГКБ № 7

Вакцинация сотрудников

Формирование противоинфек-ционного иммунитета

ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области

Обучающие курсы с последующей аттестацией

Обучение отдельных категорий  работников лицея санитарно-гигиеническому минимуму

Учебно-методический центр «Медицина катастроф»

Обучающие курсы для учащихся и педагогов

Обучение учащихся и педагогов приёмам оказания первой доврачебной помощи

Областной противотуберкулёзный диспансер № 4

Ежегодное флюорографи-ческое обследование учащихся 8-11 классов и сотрудников лицея

Профилактика туберкулёза и раннее выявление патологий дыхательной системы

Районный кабинет медицинской профилак-тики  МБУЗ ГКБ № 6

Уроки здоровья врача районного кабинета медицинской профилактики

в 5-7 классах

Уроки «Здоровым быть здорово!», санитарно-просветительская работа