Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса


Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 82 г. Челябинска» (далее Лицей) соответствует современным требованиям.

Сведения о материально-техническом обеспечении  образовательной деятельности в (далее - Лицей) по состоянию на 1 сентября 2017 года.


Наличие оборудованных учебных кабинетов

Лицей имеет два здания: основное трехэтажное здание и филиал – двухэтажное здание.     

Основное здание имеет 36 оборудованных учебных кабинетов:

- 5 кабинетов русского языка и литературы;

- 5 кабинетов иностранного языка;

- 4 кабинета начальных классов;

- 3 кабинета информатики;

- 3 кабинета математики;

- 2 кабинета истории и обществознания;

- 2 кабинета физики с общей лаборантской комнатой;

- кабинет химии с лаборантской комнатой;

- кабинет технологии (мальчики) имеющий слесарную и слесарно0столярную мастерские;          

- кабинет технологии (девочки);

- кабинет изобразительного искусства и музыки;

- кабинет географии;

- кабинет биологии;

- кабинет ОБЖ;

- спортивный зал;

- тренажерный зал;

- хореографический зал;

- мобильный компьютерный класс;

- конференц-зал.

Кабинет педагога–психолога  расположен на  третьем этаже основного здания Лицея, в котором выделены зоны различного направления: зона для работы педагога-психолога оборудована компьютерным столом, компьютером, принтером; в достаточном количестве имеются программы психолого-педагогической направленности, методические пособия и диагностический материал; сектор взаимодействия с детьми; зона консультирования.

Здание филиала состоит из двух этажей, в котором  размещено 4 группы дошкольного отделения и 6 оборудованных учебных кабинетов, каждый из которых имеет собственную раздевалку, игровую комнату и санузел, спортивный зал, театральный зал и библиотека с читальным залом.

Кабинет учителя-логопеда   расположен на  втором этаже. Кабинет оснащен дидактическим материалом для исследования произношения звуков, комплектом логопедических зондов и шпателей, книгами - пособиями с речевым материалом для закрепления произношения разных звуков; имеется, настенное и настольное зеркала для логопедической работы, школьная мебель.  

 Все учебные кабинеты оборудованы в соответствии требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».  Учебные помещения имеют боковое левостороннее естественное освещение. Светопроемы учебных помещений оборудованы жалюзи светлых тонов. Мебель в кабинетах цвета натурального дерева (бук, ольха, вишня). Классные, меловые доски имеют темно-зеленый цвет, маркерные и интерактивные - белый. Учебные помещения оборудованы искусственным освещением с применением люминесцентных светильников. Классные доски оборудованы софитами. Ученическая мебель изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Кабинеты физики и химии оборудованы специальными демонстрационными столами. Кабинет химии и лаборантская оборудована вытяжным шкафам. Оборудование кабинетов информатики соответствует гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.                                                                        


Наличие объектов для проведения практических занятий

В рамках реализации национального проекта «Образование» Лицей на конкурсной основе в 2007 году получил право на открытие предметных лаборатории по физике и биологии.

Для проведения практических занятий в Лицее созданы учебные кабинеты по физике, химии, информатики, биологии и технологии, в которых имеются все необходимые условия для проведения практических занятий.

В рекреации на втором этаже основного здания Лицея расположен «Живой уголок», который успешно используется для проведения практических занятий по биологии и «Окружающий мир».


Наличие библиотек

В основном здании Лицея на втором этаже расположена  библиотека с книгохранилищем, которая предназначена для обучающихся с 3 по 11 классы. В здании филиала  имеется библиотека с читальным залом, которая предназначена для обучающихся 1-2-х классов. Общий библиотечный фонд Лицея составляет 27064 экземпляра учебной литературы и 25140 экземпляров художественной литературы.


Наличие объектов спорта

В основном здании Лицея имеется оборудованный спортивный зал площадью 297 м2, раздевалки для мальчиков и девочек, тренажерный зал, зал для занятий хореографией площадью 84 м2. На прилегающей территории Лицея имеется спортивная площадка со стационарным металлическим гимнастическим комплексом площадью 600 м2,  баскетбольная площадка со стационарными баскетбольными кольцами площадью 900 м2, площадка с воротами для игры в минифутбол площадью 1800 м2.; 

В здании филиала Лицея имеется оборудованный спортивный зал площадью 115 м2. На прилегающей территории филиала имеется баскетбольная площадка со стационарными баскетбольными кольцами и с воротами для игры в минифутбол площадью общей площадью 500 м2.

Наличие средств обучения и воспитания, в том числе приспособления для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В Лицее средства обучения и  воспитания представлены многообразием видов:

- печатные (учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы и контурные карты, раздаточный материал);

- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа, мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные образовательные энциклопедии);

- аудиовизуальные (слайды, слайды-фильмы, образовательные видеофильмы, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);

- наглядные плоскостные (плакаты, настенные карты, настенные иллюстрации, магнитные доски);

- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

- учебные приборы (электронный микроскоп, компас, колбы и т.д.);

- компьютерная техника;

- спортивное оборудование.

  Все средства обучения и воспитания, в том числе приспособления для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья находятся в общем доступе.         


Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В Лицее обеспечивается создание следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:  

- возможность беспрепятственного входа в Лицей и выхода из него (наличие пандуса);

- возможность самостоятельного передвижения по территории Лицея в целях доступа к месту проведения предоставляемых услуг, в том числе с помощью работников Лицея;

- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в Лицей, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников Лицея;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкое нарушение функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории Лицея;

- содействие инвалиду при входе в Лицей и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта.


Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В Лицее ведется работа по  созданию здоровьесберегающей среды,  одним  из ключевых направлений которой является организация рационального питания обучающихся. Питание обучающихся осуществляется в соответствии с утвержденным 4-х недельным меню и 2-х недельным меню для воспитанников дошкольного отделения, утвержденным Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области и организованным в соответствии с физиологическими нормами и возрастными потребностями обучающихся и воспитанников.  

Для воспитанников дошкольного отделения разработано отдельное меню. Все блюда школьного питания готовятся в тушёном виде и «на пару». В течение недели в рационе обязательно присутствуют мясо и рыба, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масло, хлебобулочные изделия, фрукты и овощи, сыр, творог, натуральные соки и витаминизированные продукты. Горячая свежеприготовленная пища – лучшая профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта. Питание во время пребывания детей в учебном заведении является одним из важнейших условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

Ежедневный контроль качества сырья и готовой продукции осуществляет бракеражная комиссия. Медицинский работник следит за санитарным состоянием производственных помещений, сроками и условиями хранения продуктов, за организацией питьевого режима, периодически проводит инструктаж с работниками пищеблока.

Роспотребнадзор по Челябинской области один раз в 3 года осуществляет плановую проверку.

Школьный профсоюзный комитет и общественные контролёры (родительская общественность) могут в любое время проверить работу школьных столовых.

        В Лицее 2 раза в год проводится анкетирование родителей, обучающихся и учителей о качестве приготовления блюд.  На совещаниях при директоре и на   заседаниях Совета Лицея   заслушиваются:

- отчеты специалистов, занимающихся организацией горячего питания;

- акты по итогам контроля за организацией питания обучающихся;

- рекомендации по совершенствованию организации питания учащихся;

- вопросы организационной работы по сохранению и укреплению материально-технической базы столовых.

В целях оказания мер социальной поддержки в Лицее организовано питание следующих категорий обучающихся за счет средств городского бюджета:

- остронуждающиеся в питании дети из многодетных семей, семей участников боевых действий, дети из малообеспеченных, неблагополучных семей, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- дети с нарушением здоровья (низкая масса тела, анемия, болезни органов пищеварения, задержка полового созревания, снижение остроты зрения).

 Приказ Комитета по делам образования


Условия охраны здоровья обучающихся, в  том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения относится к числу наиболее актуальных проблем нашего времени. Снижение рождаемости и сокращение продолжительности жизни населения, ухудшение качества здоровья детей и подростков, проживание в районе экологического неблагополучия обостряют данную проблему.

По  данным  ежегодного  медицинского  осмотра  каждый  третий  ученик  имеет отклонения в состоянии   здоровья.

Состояние здоровья детей и успех тесно связаны. Учёба может считаться успешной только тогда, когда ей сопутствует хорошее здоровье.

В Лицее созданы условия для оказания качественной ме­дицинской помощи: имеется медицинский кабинет, в состав которого входит процедурный кабинет. В филиале Лицея и дошкольном отделении также организована работа медицинского кабинета и изолятора.

Медицинский работник Лицея осуществляет свою деятельность по договору, заключенному с МБУЗ «Детская городская клиническая больница № 9» и обеспечивает решение следующих задач:

- проведение  периодических  профилактических  осмотров детей (скрининг-обследований, углубленных  медосмотров с привлечением  врачей  специалистов);

- разработку  (на  основании плановых  осмотров) медицинских рекомендаций по коррекции  состояния  здоровья  учащихся;

- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма обучающихся;

- проведение профилактических мероприятий и вакцинаций обучающихся и воспитанников;

- осуществление взаимодействия с родителями обучающихся, воспитанников (законными представителями), педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом  по вопросам  профилактики  заболеваний и соблюдения санитарно-гигиенического режима;

- контроль качества  горячего питания;

- оказание  первой доврачебной  помощи обучающимся и воспитанникам;

- гигиеническое воспитание и санитарно-просветительская работа.

Углублённый медицинский осмотр (включая УЗИ с 14-летнего возраста и снятие электрокардиограммы) позволяет на ранней стадии диагностировать патологии в состоянии физического здоровья детей. Детей осматривают врачи-узкие специалисты: хирург, невролог, эндокринолог, отоларинголог и окулист. Медосмотр  проводится с целью профилактики серьёзных заболеваний с письменного согласия родителей.

Прием детей в дошкольное отделение Лицея осуществляет­ся на основе результатов обследования в детской поликлинике. В дошкольном отделении Лицея организована и проводит­ся система обследования здоровья детей по методике «Орга­низация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников на основе массовых скрининг-тестов и их оздо­ровления в условиях детского сада».

В дошкольном отделении Лицея используются все основные формы работы по физическому воспитанию: физкультурные занятия (основная форма), физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, активный отдых, самостоятельная двигательная активность детей (под контролем воспитателей), индивидуальная работа по развитию движений и прочее.

Методологическая основа деятельности Лицея по сохранению и укреплению здоровья дошкольников опирается на следующие   концептуальные  положения:

- комплексный гуманитарный подход к оздоровлению ребёнка                        (Ю.Ф. Змановский);

- организация физкультурно – оздоровительной работы с преобладанием циклических беговых упражнений и их комбинаций (Ю.Ф. Змановский);

- содержание, формы развивающей двигательно – игровой деятельности и принципы оздоровительной работы (В.Т. Кудрявцев);

- рациональное сочетание различных видов занятий (М.А. Рунова);

- индивидуально – дифференцированный принцип организации двигательной активности (В.Г. Алямовская).

Лечебно – оздоровительная  работа в дошкольном отделении Лицея осуществляется через организацию закаливающих и лечебно–оздоровительных мероприятий. Основная  их цель – предупреждение и снижение острой хронической заболеваемости детей. Дошкольное отделение Лицея работает в этом направлении, опираясь на оздоровительную программу Коваленко В.С. «К здоровой семье через детский сад». Данные факторы и средства закаливания используются в дошкольном отделении отдельно и в комплексе, при соблюдении индивидуального подхода к ребенку, учета рекомендации врачей  и сотрудничестве с родителями. Оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение -  это система, включающая режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по физкультуре, во время прогулок, режим проветривания и оптимизации вентиляции во время дневного сна.


Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования  инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды (далее ИОС).

ИОС осуществляет информационное взаимодействие при помощи следующих элементов: доменной локальной компьютерной сети, сайта Лицея, блогов учителей и обучающихся, автоматизированной системы «Сетевой город. Образование» и Google-технологии.

Обучающиеся, дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеют постоянный доступ к сети Интернет по технологии WiFi и контенту, используется контентная фильтрация (Squid+dansgurd)   в соответствии с Правилами подключения Лицея к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет.

Информационно-техническое обеспечение Лицея объединено в единую локальную сеть, в том числе беспроводную (скорость доступа к сети Интернет – 5 Мбит/сек). Локальная сеть построена по схеме распределенной сетевой инфраструктуры  с разделением прав доступа на базе серверной и управляемых коммутационных узлах, расположенных на каждом из этажей лицея, как в основном здании, так и в начальной школе.  Вертикальная инфраструктура (канал связи серверная – коммутационный узел) выполнена на базе оптоволоконных проводов. Горизонтальная инфраструктура коммутационный узел – конечный пользователь исполненного на базе медного кабеля «витая пара».  Локальная сеть построена таким образом, что у каждой кафедры имеется своя систематизированная общая папка, где учителя хранят свои ЦОР и ЭОР, учебно-методический материал, портфолио и др.  В Лицее работает 3 стационарных компьютерных класса, один мобильный компьютерный класс; 36 учебных кабинетов, оборудованных компьютерной техникой в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО.  В компьютерных классах  установлены управляемые коммутаторы для повышения уровня безопасности ИОС Лицея и контроля эффективности использования сети.

Кабинеты химии, биологии оснащены предметными лабораториями, цифровыми микроскопами и другим современным оборудованием.

В 2014 году Лицей  полностью перешел на использование электронного журнала, исключив его дублирование в бумажной форме, на базе автоматизированной системы «Сетевой город. Образование».

 Ежегодно учителя Лицея публикуют свои методические материалы на различных Интернет-ресурсах и периодических научных изданиях, а также на своих  блогах, сайтах.

Педагоги Лицея участвуют в общероссийских сетевых проектах: «Открытый класс», «Школа цифрового века», «Фестиваль педагогических идей» и др. Более 70% педагогов имеют свои сайты и блоги, в том числе блоги или сайты – портфолио.

Дистанционные формы взаимодействия осуществляются  с использованием контента образовательного ресурса (http://old.home-edu.ru) ГБОУ Центра образования «Технологии обучения»  в 2014 – 2015 учебном году и НП «Телешкола» (http://internet-school.w-alt.ru/teleschool) в 2013-2014 учебном году. 

Создан и размещён в Интернет официальный сайт Лицея http://лицей82.рф.

Более 100 обучающихся создали свои блоги для общения с одноклассниками и обмена своими работами НОУ, статьями, тематическим материалом и др.

Список блогов учащихся


Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования  инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Электронными образовательными ресурсами (далее ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

К ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

В Лицее функционирует 5 предметных кафедр, на базе которых сконцентрированы ЭОР. Кроме того, можно использовать ЭОР по электронным адресам, доступных в сети Интернет.

Электронный каталог ЭОР

К данным ЭОР имеют доступ все обучающиеся Лицея, в том числе дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, через использование компьютерной техники, установленной в кабинетах информатики.


Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Учебные кабинеты Лицея оснащены следующим современным оборудованием для всех обучающихся, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и педагогических работников:

- интерактивные доски;

- мультимедийный проектор и экран;

- МФУ, сканеры;

- комплекты образовательной робототехники;

- цифровые лаборатории;

- документ-камеры;

- учебно-наглядные пособия по предметам;

-  принтеры монохромный, цветной, фотопринтер;

- цифровой фотоаппарат и цифровая видеокамера;

- микрофон;

- оборудование компьютерной сети;

- цифровой микроскоп.

В Лицее отсутствуют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. В случае необходимости, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования могут быть предоставлены обучающимся по просьбе их родителей (законных представителей). 



Условия питания и охраны здоровья обучающихся